Храмовая флористика. Цветы в церковь на Пасху, Рождество и другие праздники
Основные тезисы храмовой флористики:
- ДЕЛИКАТНОСТЬ Церковь служит проводником между человеком и Богом. Не стоит отвлекать прихожанина слишком яркими красками, слишком сильными запахами. Цветочное убранство не должно отвлекать от молитвы. Оформление должно быть деликатным, без перебора. Цветы должны гармонировать с общим интерьером храма. К слову, каждая деталь в православном храме имеет свой смысл и значение и главная задача флориста - создать гармоничный фон, ни в коем случае не выпячивая цветочный шик на первый план. (У нас был такой опыт: люди стали собираться к вечернему богослужению накануне Пасхи, мы заканчивали оформление. Батюшка начал проповедь, люди же были поглощены разглядыванием цветочных композиций и осыпали нас комплиментами. Реакция Батюшки, хоть и не слишком суровая, не заставила себя ждать).
- ЦВЕТОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ Каждый церковный праздник имеет свой цвет. Прежде всего это отражено в церковном облачении священников.
Каждый цвет имеет свое значение.
Апостольские дни, дни святителей и пророков, воскресные дни служатся в облачении золотого цвета. Во флористических композициях преобладают желтые и зеленые цветы.
В Богородичные праздники цвет риз - голубой. Мы можем увидеть в эти дни композиции в храме, составленные из белых, голубых, сиреневых и нежно-розовых цветов.
Великий праздник Рождества Христова, Богоявление, Вознесение, Преображение Господне символизирует белый цвет, как символ Божественного Света и чистоты. Флористика в эти праздники в основном представлена бело-зелеными цветами с обилием белых роз с крупными бутонами и лилий без запаха.
В Духов день, на Троицу, в праздники Преподобных и юродивых цвет одеяний - зеленый. Символ вечной жизни. Во флористике зелень - основа, фон и естественное дополнение. В храме на праздник Троицы принято застилать свежескошенной травой пол, украшать иконостас ветвями березы. В украшении икон, паникадила и Царских врат часто можно встретить полевые цветы разных, но не кричащих оттенков.
Ну и наконец, Светлый праздник воскресения Господня - Пасха. В начале богослужения священники облачены в белые одежды - символ Света воссиявшего из Гроба Спасителя. Затем ризы меняются на красные с золотом. Храм на Пасху украшается в-основном в субботу с утра. в оформлении преобладает красный цвет, но белые цветы также присутствуют.
- РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕКОРА В храме принято украшать значимые места. Не стоит с этим перебарщивать. Еще раз отметим: не храм для цветов, а цветы для храма. В основном , если это большой, просторный храм, оформляются царские врата, икона праздника, престольная икона, паникадило, выносной крест.
Убранство маленькой церкви диктует нам само пространство. Так, мы регулярно ставим два больших букета в напольных вазах под аналои в небольшом храме Святителя Николая. Этого декора вполне достаточно для такого камерного места.
- ЦВЕТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Еще лет 10 назад в церквях повсеместно мы могли видеть гвоздики, розы, гипсофилу и пахучие восточные лилии. Современная флористика ушла далеко вперед, но в церкви свои каноны и правила, которые со временем трансформируются, но не так интенсивно как в светской флористике. Например, яркая экзотика не приветствуется, но все чаще мы можем увидеть в храмах орхидеи. А вот восточная лилия отступила на дальний план. Она источает слишком интенсивный аромат. Летом храм можно проветрить, зимой же от лилий вообще стоит отказаться. Однако сейчас в арсенале флористов появились сорта азиатской лилии и лилии лонгифлорум - эти цветы не пахнут. Лонгифлорум же просто сошел с картины Боттичелли "Благовещение". Другими словами: цветы стоит выбирать без запаха, без массивных красящих тычинок, достаточно стойкие и имеющие спокойный, не кричащий облик.
Резюмируем выше сказанное словами Святого Иоанна Кронштадтского: Цветы - остатки рая на земле. Задача флористов: деликатно и с почтением к месту использовать цветы в оформлении церкви, призвав все свои знания и мастерство.